Наш современник Николай Николаевич Чистяков жил в эпоху не знающих себе равных в истории, насыщенную грандиозными событиями мирового значения. Прошлое было суровым, но славным и героическим, вместе со временем менялись и люди, сыновья и дочери нашего времени, каждый из которых неповторимо индивидуален. Сыном своего времени является и Николай Николаевич. Как личность его становление проходило в эти годы. Деятельность Николая Николаевича – 80-летний отрезок его жизни, характеризуется прежде всего его политической и общественной активностью и тем, что на наш взгляд хорошо определяется хорошим учительским словом, старанием. Общественная активность, высокое напряжение сил – важнейшая черта Николая Николаевича. Другая важнейшая черта – коллективизм, уважение к людям, стремление учить их и в то же время учиться у них. Николай Николаевич отличается также постоянной неудовлетворенностью собой, критическим отношением к себе, что составляет ответственную линию его поведения. С глубоким пониманием он относится к молодежи. Профессор Чистяков подчеркивает, что молодежь должна идти дальше своих отцов и дедов и для этого им необходимо более глубокие знания и подготовка.
Сын учителя Николай Николаевич в 1925 году поступил на педагогический факультет 2-го Московского государственного университета, ныне Московский ордена Ленина, ордена Трудового Красного знамени педагогический институт им. В. И. Ленина, поехал по распределению выпускников в Удмуртию на работу в педагогический техникум. В Московском университете учился у видных ученых-педагогов того времени, стоявших у истоков советской общеобразовательной школы и социалистической педагогики: Пинкевича, Шацкого, Блонского, Рубинштейна, Корнилова, Свалковского, Выгодского, у выдающихся ученых-филологов: Гудзия, Виноградова, братьев Соколовых, Пиксанова.
Николаю Николаевичу довелось слушать лекции Н. К. Крупской по педагогике политпросветработы, сдавать экзамены её ближайшим сотрудникам: Рудневу, Шохину, в то время часто перед студентами педагогического факультета МГУ выступал первый народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, рыцарь нашей поэзии Владимир Владимирович Маяковский.
Все это вместе взятое способствовало формированию у Николая Николаевича мысли приложить свои силы в развитие педагогической науки.
В 1932 г. он был зачислен по конкурсному экзамену в аспирантуру Центрального научно-исследовательского института педагогики при Высшем коммунистическом институте просвещения.
В 1935 г. Николай Николаевич был досрочно выпущен из аспирантуры и направлен старшим преподавателем психологии в Вологодский педагогический институт. Ректорат института заметил молодого, ответственного и инициативного преподавателя Н. Н. Чистякова и после одного года работы назначил его проректором института. В этой должности Николая Николаевича застала Великая Отечественная война. Вместе со своими коллегами по педагогическому институту он подал заявление о призыве на фронт. Фронт уже придвинулся к Вологодской области со стороны Ленинграда и Финляндии. Враг бомбил Вологду и северную железную дорогу. Но областной комитет партии предложил коммунисту Чистякову принять Вологодский отдел народного образования и на этом посту выполнять обязанности руководителя народного образования прифронтовой области. Это поручение было ответственным заданием и вместе с тем – выражением глубокого доверия. Самым трудным в этой задаче была эвакуация детей из Ленинграда и размещение ленинградских детей в детсадах, детдомах. Задача областного отдела народного образования заключалась в том, чтобы вывезти детей из блокированного Ленинграда, сохранить им жизни, обеспечить нормальные условия. Николаю Николаевичу приходилось бывать в осажденном, голодном и замерзшем городе, который несмотря ни на какие муки стойко отражал атаки врага.
В то время народный комиссар просвещения В. П. Потемкин лично вручает Николаю Николаевичу значок «Отличник народного просвещения». Вручение значка оказалось для него памятным: в это время был очередной налет на Москву фашистских ястребов, но коллегия министерства просвещения продолжала свою работу.
В 1943 г. Кузбасс выделяется из Западно-Сибирского края в самостоятельную область и по рекомендации отдела науки и учебных заведений ЦК партии Николай Николаевич переводится заведующим облоно; так он оказался первым заведующим отделом народного образования Кемеровской области.
Главной задачей Кемеровского облоно было кормить, одевать и учить детей, но Кемеровское облоно имело и еще одну задачу, с которой уже был хорошо знаком его руководитель. Здесь он снова встретился с необходимостью эвакуации ленинградских детей, но на этот раз уже в обратном направлении, не из Ленинграда, а в Ленинград. На горизонте войны уже стала всходить заря нашей победы. Кемеровское облоно продолжало принимать детей и разыскивать их родителей. Советское правительство высоко оценило деятельность Н. Н. Чистякова, его вклад в дело победы, наградив его в январе 1945 года орденом Трудового Красного Знамени.
Через пять лет после окончания войны, в 1950 году, Н. Н. Чистяков – ректор Новокузнецкого пединститута.
Институт можно сравнить с кораблем, который только однажды вышел в море познания и никогда больше не пристанет к берегу – он всегда в движении. И у руля этого вечного двигателя – ректор.
Николаю Николаевичу Чистякову удалось счастливо сочетать в себе три, порой трудносовместимых, качества – администратора, воспитателя, научного работника.
В 1963 году Николай Николаевич вернулся в областной центр Кузбасса – Кемерово в качестве ректора педагогического института. С Кемеровским педагогическим институтом, а потом и с 1974 г. Кемеровским университетом связан большой период жизни Николая Николаевича. Здесь отмечается его 60-летие, награждается вторым орденом Трудового Красного Знамени, 70-летие со дня рождения, 75-летие.
Николай Николаевич с нескрываемой гордостью и большой любовью говорит о своей комсомольской награде, в день его 70-летия в 1976 г. ЦК ВЛКСМ наградил юбиляра почетным знаком «50 лет с именем Ленина».
По инициативе Николая Николаевича, при поддержке ректората создается в университете научно-методический кабинет педагогики высшей школы и, наконец, в 1980 г. – межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики и психологии, первая такого рода экспериментальная кафедра в Российской Федерации.
При активном участии Николая Николаевича в 1985 г. в университете создается Западно-Сибирский центр профориентации, впоследствии университет становится головным вузом по профориентации молодежи.
Научные интересы Николая Николаевича обращены к профессиональной ориентации, они возникли еще в университетские годы под влиянием ученых-психологов: Рубинштейна, Смирнова, Нечаева, Рыбникова. Активную исследовательскую работу в этом направлении Николай Николаевич ведет с 1962 года.
Публикует книги, статьи, методические рекомендации, руководит аспирантами. По признанию ведущих московских ученых-психологов и педагогов, а также и других городов страны, в Кузбассе сложилась своя школа профессиональной ориентации, имеющая свои научные традиции, актуальную проблематику, оказывающая влияние на разработку социально-педагогических проблем профориентации в стране. Аспиранты – ученики Николая Николаевича, стали доцентами, руководителями НИИ, деканами, зав. кафедрами. Как молодых и перспективных ученых их знают во многих исследовательских учреждениях страны. В отношении с аспирантами он требователен, уделяет немало внимания отработке методологии и методам исследования, стилю диссертации и автореферата, помогает установить своим аспирантам научные контакты, способствует их активному участию в научных конференциях и симпозиумах.
Николай Николаевич ведет большую общественную работу, избран председателем Кемеровского областного отделения Педагогического общества РСФСР, является членом Центрального Совета этого общества.